<<< обратно

 

Зоопарк •Ленинград»

Осень 1980 года Михаил («Майк») Науменко, — в прош­лом басист «Союза любителей музыки рок», — а также гитарист «Аквариума», затеял создание собственной груп­пы. В феврале следующего года «Зоопарк» уже дебюти­ровал на одной из танцплощадок в составе: М. Наумен­ко — гитара вокал; Александр Храбунов — гитара; Илья Куликов бас и Андрей Данилов — ударные. Весной группа вступила в Ленинградский рок-клуб и показала на заклю­чительном концерте первого сезона собственную програм­му, целиком состоящую из песен Майка. Стилевая ориен­тация «Зоопарка» на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, про­явившаяся уже тогда, с тех пор не претерпевала измене­ний.

В мае 1983 года на I фестивале рок-клуба «Зоопарк» выступал усиленный пианистом Александром Донских (экс-«Длинная дистанция», «Земляне» и т. д.). В число лауреатов они не попали, хотя Майк получил приз за луч­шие тексты.

Май 1984 года. Концерт по случаю трехлетия рок-клуба во Дворце молодежи. «Зоопарк» к тому времени потерял свою ритм-секцию, вследствие чего Науменко и Храбунов выступали в сопровождении музыкантов «Аквариума» — Михаила Васильева — бас и Петра Трощенкова — удар­ные. Месяц спустя, на II фестивале, где, кстати, Майк получил приз «за последовательную разработку сатири­ческой темы», а весь «Зоопарк» стал обладателем «приза зрительских симпатий», на басе снова играл Васильев, а за барабанами появился знаменитый Евгений Губерман! Интересно, что все трое еще в 1976—1978 гг. были участ­никами очень популярной в Ленинграде «Вокально-инструментальной группировки имени Чака Берри». Сле­дует напомнить и то, что в 1983 году начался период кам­пании против самодеятельных рок-групп, и потому после образования такого удачного творческого альянса группа была вынуждена на полтора года исчезнуть со сцены. Осенью 1985 г. с появлением в составе «Зоопарка» бара­банщика Валерия Кирилова (экс-«Странные игры», «Джунгли») и бас-гитариста Сергея Тессюля начался новый период и с декабря она возобновила концертную деятельность.

Следующей весной «З.» вновь удивил всех, появившись на рок-фестивале в сопровождении вокальной группы (А. Донских, Н. Шишкина и Г. Скигина) и с великолепной новой программой. Попробовав себя в амплуа лиричес­кого героя, Майк спустя годы вернулся к прежней жесткой манере и суровому пафосу рок-героики. Состав снова сме­нился, ушли Донских и девушки, бас-гитара вернулась к Илье Куликову из первого состава, появился многоопыт­ный, универсальный клавишник Андрей Муратов (экс-«Мотор-Блюз», ныне — «ДДТ»). Группа стала интенсивно гастролировать, став, вероятно, чемпионом рок-клуба по количеству концертов в год. Реноме «Зоопарка» по-преж­нему высоко, хотя группа давно не меняет программу. Впрочем, в январе 1990 года появилось хорошее известие:

«Зоопарк» начал работать над новым альбомом, а также снимается в кино.

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Все братья-сестры» (Майк и Б. Гребенщиков. 1979), «Сладкая Н. и другие» (Майк. 1980).; «Московский блюз» («Зоопарк». 1981). «IV» (Майк. 1982), «Вчера и позавчера... в уез­дном городе Н.» («Зоопарк». 1983), «Белая полоса» («Зоопарк». 1984). Пластинки: «Белая полоса» (ВФГ «МЕЛОДИЯ», 1988).

Участие в кино: «Буги-вуги каждый день» (режиссер А. Киселев). 1990.ъ


«ЗООПАРК», рок-группа (Петербург).

Просуществовавшая десять лет группа «ЗООПАРК» стала одним из краеугольных камней в фундаменте отечественного рока, оказав значительное влияние на всю его эволюцию, а основатель группы, безвременно ушедший от нас гитарист и певец Майк Науменко, был и останется одной из самых ярких звезд русского рок-н-ролла.
Михаил «Майк» Науменко (18 апреля 1955, Ленинград — 30 августа 1991, там же) начал интересоваться музыкой еще в школе, хотя в отличие от большинства сверстников, которые предпочитали слушать британский бит, а затем хард-рок, увлекался белым ритм-энд-блюзом ROLLING STONES, американским фолком, поэзией Боба Дилана и Марка Болана. О его музыкальных занятиях «дозоопарковского» периода известно немного: еще школьником сочинял песни на английском, но так и не донес их до сцены, в начале 1977 недолго играл в «СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК»; в 1977—79 периодически сотрудничал с «АКВАРИУМОМ» в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ИМЕНИ ЧАКА БЕРРИ» с репертуаром из классических рок-н-роллов, а летом 1979 совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ» (что великолепно описано в повести Вячеслава Зорина «Разомкнутый круг»).
В середине 1978 Майк вместе с лидером «АКВАРИУМА» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом «  Все братья — сестры».
Осенью 1980 он наконец-то собрал собственную группу, не без оглядки на «АКВАРИУМ», назвав ее «ЗООПАРКОМ». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «ПРОЩАЙ, ЧЕРНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «МАКИ». Они начали репетировать в ноябре 1980, в следующем году были приняты в рок-клуб, а весной дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
На протяжении трех лет «ЗООПАРК» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом  Blues de Moscou. В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «КИНО» в марте 1981 и записал на студии «АнТроп» альбомы «  Вчера и позавчера... в уездном городе N» (1983) и «  Белая полоса» (1984), которые сделали его имя и песни известными всей стране.
В мае 1983, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «ЗООПАРКА» появился пианист и певец Александр Донских, успевший до этого сменить множество групп — от «ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ», которая в середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников BEATLES до официозно-филармонических «ЗЕМЛЯН». Хотя выступление «ЗООПАРКА» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
В марте 1984 Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «АКВАРИУМА»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «АКВАРИУМ», играл в «ЗООПАРКЕ» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-«АКВАРИУМ», «АВГУСТ»), с которым Майк играл еще в легендарной «ГРУППИРОВКЕ».
Выступление «ЗООПАРКА» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в Ленинградской «Смене», несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом стала группа «СЕКРЕТ», исполнившая на фестивале песню Майка  Мажорный рок-н-ролл и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «  Белая Полоса», на котором играли басист «АКВАРИУМА» Александр Титов и барабанщик «СЕКРЕТА» Алексей Мурашов. В ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией «АЛИСЫ» (Святослав Задерий — бас и Михаил Нефедов — барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным и «ЗООПАРК» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «ЗООПАРК», включавший Сергея Тессюля (экс-«ЗЕНИТ») и Валерия Кирилова (в разное время игравшего всюду — от хардового «ПЕПЛА» до эстрадной «КАЛИНКИ»).
Следующей весной «ЗООПАРК» вновь удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые поклонники «ЗООПАРКА» были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри — очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987.
В сентябре 1987 «ЗООПАРК» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «  Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «ЗООПАРК» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «МИФОВ» Александр Новиков. В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «ЗООПАРКУ» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее вошедших в альбом «  Музыка к фильму»). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «ЗООПАРК» из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
В мае с «ЗООПАРКОМ» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы «ПОЧТА», которая аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «АКВАРИУМА» свой  Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл «Эрио» выпустил на пластинке альбом Майка Науменко «  LV» (записанный в 1982 Игорем «Панкером» Гудковым), а 30 августа того же года певец был найден мертвым у себя дома: причиной его смерти стал перелом основания черепа.
Масштабы влияния Майка на весь отечественный рок-н-ролл стали заметнее к середине 90-х годов, когда его песни начали появляться в репертуаре как звезд отечественного рока («КРЕМАТОРИЙ», «ВА-БАНК»), так и клубных групп («ОПАСНЫЕ СОСЕДИ», «УЛИЦЫ», «КИРПИЧИ» и пр.), а его «уличный реализм» послужил отправной точкой для текстовой традиции 90-х годов. С позиции сегодняшнего дня несомненно влияние Майка на музыку раннего «КИНО» (и поэтический язык Цоя), «ЧАЙФА», Юрия Наумова и многих других.
В 1992 в Москве был издан альбом-посвящение Майку, в котором его песни пели московские группы. В конце 1997 «Альба Рекордс» выпустила альбом «  Парк Майкского периода», на котором его песни исполняют современные звезды.
Практически все известные записи Майка и «ЗООПАРКА» на протяжении 90-х годов были подвергнуты ремастирингу и изданы фирмой «Отделение Выход».
Блестящий переводчик, Науменко оставил несколько интересных переводов книг о западной музыке (к сожалению, до сих пор не изданных), а также научной фантастики (переведенный им с сестрой Татьяной роман Э. Ф. Расселла «Ближайший родственник» в 1993 вышел в издательстве «Северо-Запад»).
Летом 1996 и сам Майк стал героем книги, авторами которой выступили его друзья, бывший редактор легендарного журнала «Рокси» Александр Старцев и основатель группы «КИНО» Алексей Рыбин.
Что касается остальных участников «ЗООПАРКА», то Александр Храбунов играет с группами, исполняющими каверы рок-н-ролльной классики; Кирилов покинул музыку, а Куликов умер в 1994. Последний басист «ЗООПАРКА» Наиль Кадыров продолжил свою карьеру в группах «ОАЗИС Ю» и «ВЕРМИШЕЛЬ-ОРКЕСТР».

Андрей Бурлака

 Дискография:

М. Науменко и Б. Гребенщиков. Все братья — сестры (1978)
М. Науменко. Сладкая N и другие (1980; Отделение Выход, CD, 1995)
Blues de Moscou (1981; Отделение Выход, CD, 1995; ТАУ Продукт; 1995)
М. Науменко. LV (1982; ЭРИО, LP, 1991; Отделение Выход, CD, MC, 1994)
Уездный город N (1983; Отделение Выход, CD, MC, 1994)
Белая полоса (1984; Фирма Мелодия, LP, 1988; Отделение Выход, CD, MC, 1994; ТАУ Продукт, 1994)
М. Науменко и В. Цой. Концерт в Москве. Январь'85 (Отделение Выход, 2CD, 1996)
М. Науменко и В. Цой. Весна-лето (Apex Ltd., CD, 1996)
Поколение рок-н-ролл (1996)
Позавчера... и вчера уездный город N (RDM, CD, MC, 1995)
Сборник питерских блюзов. Я родился здесь (Compact Disc Ltd, 1995)
Музыка для фильма (RDM, CD, MC, 1994)
Мы идем на восток (Moroz Records, 1995)
Легенды русского рока. Зоопарк (Moroz Records, CD, 1996)

 

 

 

Hosted by uCoz