Зоопарк •Ленинград»
Осень 1980
года Михаил («Майк») Науменко, — в прошлом басист «Союза любителей музыки
рок», — а также гитарист «Аквариума», затеял создание собственной группы. В
феврале следующего года «Зоопарк» уже дебютировал на одной из танцплощадок в
составе: М. Науменко — гитара вокал; Александр Храбунов — гитара; Илья
Куликов бас и Андрей Данилов — ударные. Весной группа вступила в Ленинградский
рок-клуб и показала на заключительном концерте первого сезона собственную
программу, целиком состоящую из песен Майка. Стилевая ориентация «Зоопарка»
на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз, проявившаяся уже тогда, с тех пор не
претерпевала изменений.
В мае 1983 года
на I фестивале рок-клуба «Зоопарк» выступал усиленный пианистом Александром
Донских (экс-«Длинная дистанция», «Земляне» и т. д.). В число лауреатов они
не попали, хотя Майк получил приз за лучшие тексты.
Май 1984 года.
Концерт по случаю трехлетия рок-клуба во Дворце молодежи. «Зоопарк» к тому
времени потерял свою ритм-секцию, вследствие чего Науменко и Храбунов
выступали в сопровождении музыкантов «Аквариума» — Михаила Васильева — бас и
Петра Трощенкова — ударные. Месяц спустя, на II фестивале, где, кстати, Майк
получил приз «за последовательную разработку сатирической темы», а весь
«Зоопарк» стал обладателем «приза зрительских симпатий», на басе снова играл
Васильев, а за барабанами появился знаменитый Евгений Губерман! Интересно,
что все трое еще в 1976—1978 гг. были участниками очень популярной в
Ленинграде «Вокально-инструментальной группировки имени Чака Берри». Следует
напомнить и то, что в 1983 году начался период кампании против
самодеятельных рок-групп, и потому после образования такого удачного
творческого альянса группа была вынуждена на полтора года исчезнуть со сцены.
Осенью 1985 г. с появлением в составе «Зоопарка» барабанщика Валерия
Кирилова (экс-«Странные игры», «Джунгли») и бас-гитариста Сергея Тессюля
начался новый период и с декабря она возобновила концертную деятельность.
Следующей весной
«З.» вновь удивил всех, появившись на рок-фестивале в сопровождении вокальной
группы (А. Донских, Н. Шишкина и Г. Скигина) и с великолепной новой программой.
Попробовав себя в амплуа лирического героя, Майк спустя годы вернулся к
прежней жесткой манере и суровому пафосу рок-героики. Состав снова сменился,
ушли Донских и девушки, бас-гитара вернулась к Илье Куликову из первого
состава, появился многоопытный, универсальный клавишник Андрей Муратов
(экс-«Мотор-Блюз», ныне — «ДДТ»). Группа стала интенсивно гастролировать,
став, вероятно, чемпионом рок-клуба по количеству концертов в год. Реноме
«Зоопарка» по-прежнему высоко, хотя группа давно не меняет программу.
Впрочем, в январе 1990 года появилось хорошее известие:
«Зоопарк» начал работать над новым
альбомом, а также снимается в кино.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Все братья-сестры» (Майк и Б. Гребенщиков. 1979),
«Сладкая Н. и другие» (Майк. 1980).; «Московский блюз» («Зоопарк». 1981).
«IV» (Майк. 1982), «Вчера и позавчера... в уездном городе Н.» («Зоопарк».
1983), «Белая полоса» («Зоопарк». 1984). Пластинки: «Белая полоса»
(ВФГ «МЕЛОДИЯ», 1988).
Участие в кино: «Буги-вуги каждый день» (режиссер А. Киселев).
1990.ъ
«ЗООПАРК», рок-группа (Петербург).
Просуществовавшая десять лет группа
«ЗООПАРК» стала одним из краеугольных камней в фундаменте отечественного
рока, оказав значительное влияние на всю его эволюцию, а основатель группы,
безвременно ушедший от нас гитарист и певец Майк Науменко, был и останется
одной из самых ярких звезд русского рок-н-ролла.
Михаил «Майк» Науменко (18 апреля
1955, Ленинград — 30 августа 1991, там же) начал интересоваться музыкой еще в
школе, хотя в отличие от большинства сверстников, которые предпочитали
слушать британский бит, а затем хард-рок, увлекался белым ритм-энд-блюзом
ROLLING STONES, американским фолком, поэзией Боба Дилана и Марка Болана. О
его музыкальных занятиях «дозоопарковского» периода известно немного: еще школьником
сочинял песни на английском, но так и не донес их до сцены, в начале 1977
недолго играл в «СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК»; в 1977—79 периодически
сотрудничал с «АКВАРИУМОМ» в качестве приглашенного электрического гитариста,
выступал под шуточным названием «ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ИМЕНИ
ЧАКА БЕРРИ» с репертуаром из классических рок-н-роллов, а летом 1979 совершил
турне по деревням Вологодской области в составе группы «КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ»
(что великолепно описано в повести Вячеслава Зорина «Разомкнутый круг»).
В середине 1978 Майк вместе с лидером
«АКВАРИУМА» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом « Все братья — сестры».
Осенью 1980 он наконец-то собрал
собственную группу, не без оглядки на «АКВАРИУМ», назвав ее «ЗООПАРКОМ».
Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «ПРОЩАЙ, ЧЕРНЫЙ
ПОНЕДЕЛЬНИК» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем
по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «МАКИ». Они
начали репетировать в ноябре 1980, в следующем году были приняты в рок-клуб,
а весной дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший
бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
На протяжении трех лет «ЗООПАРК»
регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался
гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят
тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов
группы «ДК» и сделал концертный альбом
Blues de Moscou. В Питере за это время Науменко сыграл гитарное
соло на дебютном концерте группы «КИНО» в марте 1981 и записал на студии
«АнТроп» альбомы « Вчера и
позавчера... в уездном городе N» (1983) и « Белая полоса» (1984), которые сделали его имя и песни
известными всей стране.
В мае 1983, на 1-м фестивале
рок-клуба, в составе «ЗООПАРКА» появился пианист и певец Александр Донских,
успевший до этого сменить множество групп — от «ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ», которая в
середине 70-х годов блистала на концертах в честь дней рождения участников
BEATLES до официозно-филармонических «ЗЕМЛЯН». Хотя выступление «ЗООПАРКА»
оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за
лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы распался.
В марте 1984 Науменко и Храбунов
появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «АКВАРИУМА»: Михаил
Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору
фактически покинул «АКВАРИУМ», играл в «ЗООПАРКЕ» до конца года, а Трощенкова
в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-«АКВАРИУМ»,
«АВГУСТ»), с которым Майк играл еще в легендарной «ГРУППИРОВКЕ».
Выступление «ЗООПАРКА» на 2-м
Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако
начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного
рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра
Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в Ленинградской «Смене»,
несомненно, повлияла на решение жюри, хотя группа получила приз зрительских
симпатий и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. По иронии
судьбы, лауреатом стала группа «СЕКРЕТ», исполнившая на фестивале песню
Майка Мажорный рок-н-ролл и не
скрывавшая своего восхищения его музыкой.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал,
как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы « Белая Полоса», на котором играли
басист «АКВАРИУМА» Александр Титов и барабанщик «СЕКРЕТА» Алексей Мурашов. В
ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные ритм-секцией
«АЛИСЫ» (Святослав Задерий — бас и Михаил Нефедов — барабаны), но этот альянс
тоже оказался непрочным и «ЗООПАРК» пропал на девять месяцев. Лишь в августе
1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел
новый «ЗООПАРК», включавший Сергея Тессюля (экс-«ЗЕНИТ») и Валерия Кирилова
(в разное время игравшего всюду — от хардового «ПЕПЛА» до эстрадной
«КАЛИНКИ»).
Следующей весной «ЗООПАРК» вновь
удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в
сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина
Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который в свое время начинал с
Кириловым в джаз-роковой группе «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ». Шикарные
аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые
поклонники «ЗООПАРКА» были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри —
очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта
версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и
распалась в мае 1987.
В сентябре 1987 «ЗООПАРК» выступил на
Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на
каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и
всей страны. В 1988 Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома
« Белая полоса». В апреле того
же года Муратов ушел в «ДДТ», и «ЗООПАРК» вернулся к составу квартета, хотя
активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 с ними
репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «МИФОВ» Александр
Новиков. В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской
студии документальных фильмов посвященную «ЗООПАРКУ» ленту «Буги-вуги каждый
день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся
номеров (позднее вошедших в альбом « Музыка
к фильму»). Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной
активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «ЗООПАРК» из игры:
попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором Ленинградской
студии грамзаписи) привести группу в студию так не увенчалась успехом.
В мае с «ЗООПАРКОМ» вновь расстался
Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров из группы «ПОЧТА», которая
аккомпанировала Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных
магнитофонных альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился
на сцене, исполнив в сопровождении «АКВАРИУМА» свой Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию
Ленинградского рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл «Эрио» выпустил на
пластинке альбом Майка Науменко « LV»
(записанный в 1982 Игорем «Панкером» Гудковым), а 30 августа того же года
певец был найден мертвым у себя дома: причиной его смерти стал перелом
основания черепа.
Масштабы влияния Майка на весь
отечественный рок-н-ролл стали заметнее к середине 90-х годов, когда его
песни начали появляться в репертуаре как звезд отечественного рока
(«КРЕМАТОРИЙ», «ВА-БАНК»), так и клубных групп («ОПАСНЫЕ СОСЕДИ», «УЛИЦЫ»,
«КИРПИЧИ» и пр.), а его «уличный реализм» послужил отправной точкой для
текстовой традиции 90-х годов. С позиции сегодняшнего дня несомненно влияние
Майка на музыку раннего «КИНО» (и поэтический язык Цоя), «ЧАЙФА», Юрия
Наумова и многих других.
В 1992 в Москве был издан
альбом-посвящение Майку, в котором его песни пели московские группы. В конце
1997 «Альба Рекордс» выпустила альбом «
Парк Майкского периода», на котором его песни исполняют
современные звезды.
Практически все известные записи
Майка и «ЗООПАРКА» на протяжении 90-х годов были подвергнуты ремастирингу и
изданы фирмой «Отделение Выход».
Блестящий переводчик, Науменко
оставил несколько интересных переводов книг о западной музыке (к сожалению,
до сих пор не изданных), а также научной фантастики (переведенный им с
сестрой Татьяной роман Э. Ф. Расселла «Ближайший родственник» в 1993 вышел в
издательстве «Северо-Запад»).
Летом 1996 и сам Майк стал героем
книги, авторами которой выступили его друзья, бывший редактор легендарного
журнала «Рокси» Александр Старцев и основатель группы «КИНО» Алексей Рыбин.
Что касается остальных участников «ЗООПАРКА»,
то Александр Храбунов играет с группами, исполняющими каверы рок-н-ролльной
классики; Кирилов покинул музыку, а Куликов умер в 1994. Последний басист
«ЗООПАРКА» Наиль Кадыров продолжил свою карьеру в группах «ОАЗИС Ю» и
«ВЕРМИШЕЛЬ-ОРКЕСТР».
Андрей
Бурлака
Дискография:
М. Науменко и Б. Гребенщиков. Все братья —
сестры (1978)
М. Науменко. Сладкая N и другие
(1980; Отделение Выход, CD, 1995)
Blues de Moscou (1981; Отделение
Выход, CD, 1995; ТАУ Продукт; 1995)
М. Науменко. LV (1982; ЭРИО, LP,
1991; Отделение Выход, CD, MC, 1994)
Уездный город N (1983; Отделение
Выход, CD, MC, 1994)
Белая полоса (1984; Фирма Мелодия,
LP, 1988; Отделение Выход, CD, MC, 1994; ТАУ Продукт, 1994)
М. Науменко и В. Цой. Концерт в
Москве. Январь'85 (Отделение Выход, 2CD, 1996)
М. Науменко и В. Цой. Весна-лето
(Apex Ltd., CD, 1996)
Поколение рок-н-ролл (1996)
Позавчера... и вчера уездный город N
(RDM, CD, MC, 1995)
Сборник питерских блюзов. Я родился
здесь (Compact Disc Ltd, 1995)
Музыка для фильма (RDM, CD, MC, 1994)
Мы идем на восток (Moroz Records,
1995)
Легенды русского рока. Зоопарк (Moroz
Records, CD, 1996)
|